По результатам исследований Контрольно-счетной палаты, наземным транспортом Москвы стало пользоваться на 40 процентов меньше пассажиров. Многие эксперты связывают этот факт с повышением стоимости проезда и установкой «Автоматической системы контроля проезда» [АСКП].
Руководство «Мосгортранса» [основного оператора наземного транспорта в Москве], возлагает на АСКП большие надежды. Утверждается, что удалось практически избавиться от проблемы безбилетных пассажиров, и выручка предприятия многократно возросла. Тем не менее отток платежеспособных пассажиров налицо. В первую очередь это было отмечено в метро: по данным Московского метрополитена нагрузка на многие участки сети, дублирующиеся маршрутами «Мосгортранса», значительно возросла. Вырос и объем работы коммерческих перевозчиков.
Тем не менее, отток не мог составить почти половину пассажиров. Скорее всего, здесь мы столкнулись с ситуацией, которая год назад наблюдалась на метрополитене. До тех пор пока поездка льготных категорий пассажиров в Московском метрополитене не требовала прохода через турникет [достаточно было предъявить удостоверение контролеру], метрополитен мог лишь приблизительно оценить количество перевозимых пассажиров. Такая ситуация способствовала завышению оценок пассажиропотоков. Согласно годовому отчету Московского метрополитена, за 2004 год, метрополитен перевез 3,2 миллиарда пассажиров, однако, согласно годовому отчету 2005 года, пассажиропоток «уменьшился» до 2,6 миллиардов пассажиров. В действительности, никакого уменьшения количества перевезенных пассажиров не произошло, скорее наоборот, но введение обязательной валидации льготных проездных документов [социальной карты Москвича] позволило более точно отследить каждую поездку.
Аналогично, видимо, разворачивается ситуация и на наземном транспорте. Отсутствие должного контроля позволяло руководству «Мосгортранса» в течение длительного времени заниматься «приписками», тем самым, улучшая «на бумаге» основные показатели эффективности работы. Разрекламированная установка АСКП должна была способствовать урегулированию вопросов оплаты льготных пассажиров из городского бюджета, так как позволяла учесть каждого «льготника». Однако результат оказался едва ли не обратным, показав, что реальный вклад Мосгортранса в городские пассажирские перевозки гораздо меньше, чем считалось ранее.
При этом сам ввод АСКП, по всей видимости, способствовал оттоку пассажиров, которые были поставлены перед фактом снижения комфорта поездки, да еще и без гарантированной доставки – даже пассажиры трамвая на выделенных линиях страдают от пробок, которые «выплескиваются» на неогороженные трамвайные пути. Отдельное «спасибо» АСКП высказали пассажиры с детскими колясками и тяжелыми сумками.
Еще больший отток пассажиров с маршрутов «Мосгортранса» вызвало традиционное «новогоднее» повышение стоимости проезда. Больше всего подорожали [относительно прошлого года] билеты длительного действия на большое число поездок [чем резко снизилась их привлекательность], однако самым неприятным сюрпризом для пассажиров стало почти двукратное повышение стоимости проезда при покупке билета у водителя.
Если раньше многие платежеспособные пассажиры пользовались услугами того перевозчика, транспорт которого первым появлялся на остановке, не обращая внимания, «Мосгортранс» это или коммерческий оператор, то сейчас большинство однозначно выбирают коммерческий транспорт. Тем более что сервис коммерческих операторов стал не только дешевле, но во многом и качественнее, чем предоставляемый «Мосгортрансом». Если раньше «маршрутки» однозначно ассоциировались со старыми «Газелями», то сегодня на многих маршрутах работают комфортабельные микроавтобусы «Форд» и «Фольксваген», автобусы малой вместимости «Богдан», а порой и автобусы большой вместимости «Скания».
И совсем непонятным стало подорожание недавно введенных смарт-карт, в результате которого смарт-карта на год обойдется своему владельцу дороже, чем 12 месячных проездных билетов. Вместо стимулирования покупки длительных проездных, которые способны «привязать» пассажира, позволяют снизить издержки оператора и, что немаловажно при АСКП – ускорить проход пассажира в салон, пассажиров от них отталкивают. Впрочем, «Мосгортранс» вообще в прошедшем году приложил много усилий, чтобы отвадить пассажиров от покупки этих билетов: ни информации, ни рекламы, ни самих билетов в киосках.
Все эти факты позволяют сделать только один, к сожалению, невеселый вывод: «Мосгортранс» однозначно признал свое поражение в борьбе за платежеспособный спрос перед коммерческими операторами и теперь заинтересован исключительно в перевозке льготных категорий граждан, получая за это субсидии из городского бюджета. Отсюда и заинтересованность в АСКП, позволяющей вести точный учет льготников. Операция очень сложная и дорогостоящая, при этом мало кому нужная. Обеспечить перевозку льготных пассажиров и при этом в полном объеме компенсировать оператору издержки на их проезд можно гораздо более простыми и дешевыми методами – социальные службы могут выкупить у оператора необходимое количество безлимитных проездных документов и раздать их пассажирам, имеющим право на льготу.
Подобная политика «Мосгортранса» и чиновников в Правительстве Москвы тем более опасна, так как город все больше погружается в транспортный коллапс и единственный способ его предотвращения – продуманная транспортная политика, направленная на безусловное и первоочередное развитие качественного общественного транспорта.
Транспорт в России [Владимир Свириденков]
Постоянный адрес статьи: «Мосгортранс» теряет пассажиров Рубрика: Новости транспорта.
|